Резолюция Форума
«Шапхаевские слушания»
(27-30.10.2021 г., г. Иркутск)
С 27 по 29 октября 2021 года состоялся Форум «Шапхаевские слушания - 2021» на базе Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского г. Иркутск, ул. Лермонтова, 253.
Форум продолжил традицию, начатую два года назад, в г. Улан-Удэ, когда состоялись первые слушания в формате научно-практической конференции. Форум, как общественная инициатива, проводится раз в два года для развития межсекторного взаимодействия в решении острых социально-экологических проблем и устойчивого развития Байкальского региона и других регионов России.
В 2021 году темой слушаний были «Экологическая защита и зелёное развитие территорий с особыми природоохранными требованиями», они проходили в формате форума, когда рабочие группы по разным тематическим направлениям самостоятельно определяли форму работы на своих площадках (доклады, круглые столы и т.д.) и результаты работы (резолюции, обращения, согласование планов, проекты нормативно-правовых документов и т.д.).
Форум подвел итоги серии дискуссий и тематических встреч по самым актуальным вопросам “зеленого” развития в России и на Байкале, организованные с декабря 2020 года экологическими организациями и общественными активистами, в которых участвовало более 300 человек из Байкальского региона, Красноярского края, Алтайского края, Кемеровской области, Хакассии, Сахалина, Приморья, Якутии, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы, Тулузы (Франция), других регионов. 
За время работы на форуме в очном и заочном формате научные работники, сотрудники некоммерческих организаций, экологические активисты, работники государственных органов, сотрудники особо охраняемых природных территорий, малого бизнеса, крупного бизнеса (всего 219 человек) плодотворно обсудили актуальные темы охраны природы и “зелёного” развития в России, Алтае-Саянском и Байкальском регионах. Программа форума с записями мероприятий доступна по ссылке Форум Шапхаевские слушания (shapkhaev.ru)

Форум был поддержан Всемирным фондом природы и благотворительным фондом “Сохранение Сибири и Дальнего Востока”.

Принятые форумом документы доступны по ссылке:
- резолюция площадки «Система управления отходами на Байкальской природной территории» https://clck.ru/aenBH .

Конференция «Шапхаевские слушания» посвящена памяти защитника Байкала Сергея Герасимовича Шапхаева (1948-2018). С.Г. Шапхаев – эколог, общественный деятель, ученый, преподаватель Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. На Байкале деятельность С.Г. Шапхаева охватывала все аспекты устойчивого развития: он организовывал общественную экспертизу и общественный контроль реализации большинства крупных проектов освоения природных ресурсов, вдохновлял, координировал и учил активистов, студентов и специалистов конструктивному участию в формировании политики устойчивого развития Байкальского региона. Одним из любимых приемов работы С.Г. Шапхаева было проведение общественных слушаний по наиболее важным проектам и проблемам, на которых представители власти, общественности и бизнеса могли вступать в диалог и находить общий язык.

Резолюция площадки

«Система управления отходами на Байкальской природной территории»



В ходе проведения Круглого стола были рассмотрены основные вопросы, касающиеся проблем в сфере обращения с отходами на Байкальской природной территории.
Главная цель работы площадки – рассмотрение перспектив и возможностей перерабатывающей отрасли как основы Экономики замкнутого цикла (далее ЭЗЦ). Основные способы развития ЭЗЦ – экологическое просвещение населения и соблюдение обществом законодательной базы в сфере РСО. Результат развития ЭЗЦ – сокращение количества отходов и их экологичная утилизация, уход от традиционных форм обращения с ТКО - захоронения и сжигания (термической обработки).
В разработке рекомендаций приняли участие член Общественного совета Минприроды РФ, эксперт Общественной палаты Иркутской области, представители бизнеса и НКО городов Улан-Удэ и Иркутска, эксперты в сфере охраны окружающей среды, координаторы российских и региональных общественных объединений, а именно:
1. Абаринова Нина Геннадьевна, эксперт Общественной палаты Иркутской области
2. Будаин Эрдэм Аюрзанович, диджей Радио БУРЯАД ФМ
3. Власова Ксения Игоревна, менеджер по устойчивому развитию ООО «ЕвроСибЭнерго-гидрогенерация» (г. Иркутск)
4. Гербер Алена, специалист по КСО и ESG, координатор Проекта «Байкальский диалог» (Иркутск)
5. Дицевич Ярослава, юрист-эколог, координатор Эко-клуба «Закон Природы» (г. Иркутск)
6. Еремеева Наталья Сергеевна, Благотворительный фонд «Подари Планете жизнь»
7. Жилкова Марина Владимировна, координатор Экологического движения «Раздельный сбор. Благовещенск»
8. Зайцев Андрей Владимирович, ООО "Полимер-Профи"
9. Маркин Иван Иванович, ООО «Стандарт»
10. Матвеев Сергей Александрович, Министр природных ресурсов и экологии Республики Бурятия
11. Митыпова Елена Николаевна, Ресурсный эколого-биологический центр РБ
12. Рогожин Илья, начальник управления охраны окружающей среды ООО «Иркутская нефтяная компания»
13. Санжеева Наталья Андреевна, координатор Экологического движения «Чистая Тунка»
14. Федоров Александр Вячеславович, эксперт, член Общественного совета Министерства природных ресурсов РФ (г. Москва)
15. Хахураева Лейла Мамедовна, директор АНО Центр экологии и туризма «Чистая Бурятия» - модератор Круглого стола «Система управления отходами на Байкальской природной территории».
16. Шабалова Наталья Иннокентьевна, АНО,направленная на улучшение и популяризацию мер по охране окружающей среды "Экологическая Орда"
К резолюции Площадки прилагаются Программа и Протокол Круглого стола.
По итогам обсуждений принято рекомендовать:
1. Внести изменения в региональную и федеральную территориальные схемы обращения с отходами, подвести их под цели и задачи концепции Экономики замкнутого цикла в пользу перерабатывающей отрасли.
2. Провести по поводу внесения поправок в терсхемы срочные экспертные совещания с участием Глав регионов и экологических организаций (первая декада 2022 года).
3. Предпочесть строительству мусоросжигающих заводов на Байкальской природной территории инвестирование средств в перерабатывающую отрасль.
4. Региональным операторам включить в логистическую работу раздельное накопление, сбор и провоз вторичного сырья с площадок ТКО до местных перерабатывающих компаний (за исключением Тункинского и Окинского районов, которым в связи с удаленностью от пунктов приёма в г. Улан-Удэ, целесообразнее вторсырье вывозить в г. Иркутск для снижения транспортного следа).
5. Министерствам и администрациям муниципалитетов привлекать частные компании, занимающиеся переработкой вторичного сырья, к участию в тендерах с предоставлением льгот, например: 30% госзакупок на проведение строительных и ремонтных работ должны включать переработанные материалы (как минимум).
6. Предоставить перерабатывающим компаниям налоговые послабления вплоть до их полной отмены.
7. Внедрить в обязательном порядке систему компостирования в частном жилом секторе посредством установки в подворьях компостных ящиков и компостных ям. Привлечь к работе ТОСы, ДНТ, КФХ;
8. Разработать систему обращения с пищевыми отходами в жилой многоэтажной застройке, проработав вопрос об установке в квартирах кухонных компостеров, эм-ведер, а при организациях – промышленных компостеров и кухонных утилизаторов;
9. Провести экспертные совещания о создании предприятий, занимающихся приемом и компостированием органических отходов, и производством костной муки для удобрения почвы;
10. Управляющим компаниям включиться в работу экологических НКО, занимающихся внедрением РСО в населенных пунктах, для совместного решения организационных задач;
11. Региональным операторам оказывать экологическим НКО техническую помощь при организации РСО, например, выделением спецтранспорта по вывозу вторсырья.
12. Министерствам и ведомствам, Управляющим компаниям и СМИ в соответствии с Методологическими указаниями Минприроды РФ от 27.02.2018 сделать упор на запуск социальной рекламы в общественных местах (например, в наземном и авиатранспорте, в торговых и торгово-развлекательных центрах, в учреждениях образования, культуры и спорта, и т.д.) из государственного бюджета.
13. Внести изменения в акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования системы коммерческого учета ТКО, в том числе раздельно накопленных, а также установления особенностей расчета платы за услугу по обращению с ТКО при переходе на их раздельное накопление (Дорожная карта от В. Абрамченко). Лучшее решение – оплата по факту выработанного мусора и чистого вторичного сырья.
14. - внести практику постоянного стимулирования активистов в сфере РСО экологическими знаками, благодарственными письмами, грамотами на уровне регионального и федерального правительств; чаще освещать их работу в СМИ как показатель (моральное подкрепление);



По вопросу экологического образования в регионах рекомендовано:

15. - разрабатывать учебно-методические комплексы по экологии;
- проводить курсы повышения квалификации педагогов по специальности «охрана окружающей среды»;
- делать упор на профориентационную работу среди студентов старших курсов кафедр экологии ВУЗов и профильных СУЗов, привлекать учащихся к работе экологических кружков при школах в счет практики;
- организовывать на базе всех школьных и дошкольных учреждений площадок для Раздельного сбора: ПЭТ, макулатуры, батареек, крышечек, корпусов от пластиковых ручек;
- развивать экологические кружки;
- проводить среди детей выставки, ярмарки, фестивали поделок из переработанных вещей;
- проводить ежемесячные акции по сбору вторичного сырья среди учащихся школ, СУЗов и ВУЗов.
- учащимся образовательных учреждений, активно проявивших себя в экопросветительской работе по внедрению РСО, засчитать весомые дополнительные баллы за социально-значимую работу при поступлении в ВУЗы и СУЗы (социальная поддержка).



По вопросу решения проблемы со свалками в Тункинском районе рекомендовано:
16. - во всех туристических зонах Тункинского района (например, в селах Кырен, Аршан, в местности Вышка) организовать площадки для Раздельного сбора отходов;
- вовлечь в сферу РСО все туристические объекты (размещение, питание, торговля);
- в каждом населенном пункте района создать пункты приема вторсырья;
- руководству ООПТ и администрациям сельских поселений (в районе их всего 14) при пунктах приёма вторичного сырья оборудовать сортировочные подстанции с использованием специального и опционального оборудования, создать рабочие места, развить индивидуальное предпринимательство в данной сфере);
- администрации Тункинского района и Национального парка «Тункинский» усилить работу с населением в сфере экопросвещения, привлечь экологические организации Бурятии и Иркутска;
- в местах наибольшего скопления людей (при санаториях, на источниках, обрядовых местах, при гостевых домах и т.д.) создать соответствующую информационную экосреду (разместить баннеры, информирующие о ведении РСО; вести пропаганду сортировки среди гостей от лица сотрудников; мотивировать ответственных туристов благодарственными открытками, бонусами, поздравлениями; привлекать волонтеров, организовывать экологические лагеря);
- информировать туристов о системе РСО уже при въезде на территорию Национального парка «Тункинский» (например, установить придорожные билборды (рекламные щиты) рядом с заправочными станциями, магазинами, кафе на протяжении всей трассы Иркутск – Тункинский район.



По вопросу установки контейнеров по Раздельному сбору отходов в Иркутской области в рамках федеральной программы рекомендовано:

17. - провести совещание на базе МПР Иркутской области по утверждению специфиу Раздельного сбора отходов с привлечением представителей районных Администраций, Управляющих компаний, Регионального оператора, экологов-экспертов, общественности. Действующие системы РСО на выбор:
- рассмотреть систему из трех контейнеров - вторсырье, пищевые отходы, неперерабатываемое - как наиболее эффективную;
- создавать пункты более глубокой сортировки с использованием разноцветных контейнеров для Пластика (желтый), Стекла (зеленый), Металлов (красный), Макулатуры (синий), Пищевых отходов (черный), Неперерабатываемых отходов (серый) и т.д.
- прикрепить контейнеры для РСО предпочтительно к образовательным и культурно-досуговым учреждениям под ответственность руководства организаций и учреждений (СОШ, ДОУ, ДК, ЦДО) с привлечением к сортировке технического персонала;
- в районах, где планируется ведение РСО разместить информационные баннеры и социальную рекламу во всех доступных общественных местах (в средствах транспорта, в ТЦ и ТРЦ, в образовательных, спортивных, культурно-досуговых учреждениях и т.д.), провести ряд экопросветительских мероприятий;
При подготовке предложений по корректировке федеральной и региональных территориальных схем по обращению с отходами, а также по вопросам реализации рекомендаций рекомендуем создать межрегиональную Общественную Рабочую группу с включением участников Круглого стола «Система управления отходами на Байкальской природной территории».
Made on
Tilda